Опитування педагогічних працівників

Адаптація до середньої школи
учнів п’ятих класів

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю, является сложность адаптации четвероклассника к новым учителям, сопровождающаяся часто взаимным недовольством преподавателей и учеников друг другом. Анализ показывает: учителя средней школы часто не видят разницы между учащимися старших классов и пятиклассниками и выдвигают ко всем одинаково завышенные требования, которые оказываются не под силу детям 10-11 лет, и этого не следует допускать по трём причинам.

  • Содержание учебных предметов основной школы происходит системно, что в свою очередь, предусматривает сформированность у школьников хорошо развитого теоретического мышления. У пятиклассников оно лишь формируется, дети привыкли работать с единичными понятиями, терминами. Поэтому, чтобы не перегружать пятиклассников, научные термины и понятия необходимо вводить постепенно, учить детей их выделять, характеризовать, использовать в разных ситуациях во время уроков по разным предметам. Причем, не только на репродуктивном уровне (запомни, повтори), а и на основе уже сформированных представлений и опыта практической деятельности.
  • Высокие требования к самостоятельности и ответственности младших подростков без учёта их возрастных особенностей могут угрожать эмоциональному благополучию ребёнка. Педагоги и родители очень часто одновременно и «овзросляют» пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчёркивают их «детскость», пытаясь сохранить детские формы контроля, общения с детьми, что создаёт двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается детьми, они быстро научаются манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.
  • Взрослые ждут от младших подростков способности понимать других людей, общаться с ними на принципах толерантности, равноправия, а у пятиклассников эти качества только начинают формироваться, и их развитие требует терпения со стороны взрослых, бережного отношения, диалогового обучения, создания ситуаций, в которых подростки научаются принимать разные точки зрения. Поэтому очень важно, чтобы учитель-предметник не переносил механически методы обучения и формы взаимодействия со старшими учащимися на детей 5-х классов. Необходимо вводить новое содержание и новые формы учебной деятельности. Вначале они должны отвечать средствам обучения последнего года пребывания детей в начальной школе. Одновременно наблюдение и исследование свидетельствуют о том, что в 4-ом классе школьники усваивают учебный материал теми же методами, что и в первые несколько лет школьной жизни. Происходит увеличение объёма знаний, умений, навыков, но не происходит заметных изменений в развитии ребёнка. Например, некоторые учащиеся недостаточно понимают прочитанный текст, не вполне владеют техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями; у них не развита способность решать творческие задачи и т.д.
  • Условием успешной адаптации выпускников начальной школы к обучению в пятом классе является обеспечение возможности формирования у них умения делать осознанный выбор. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задаётся извне (родителями, школой, учителями, которые имеют право выбора приёмов обучения), в подростковом возрасте необходимо обучать ребёнка выбирать дополнительные предметы, формы внеклассного обучения, позднее готовиться к выбору профиля обучения в старшей школе. Успешность самореализации подростка связана с микроклиматом в коллективе учащихся. Важно, чтобы учителя-предметники создавали ситуацию, позволяющую проявлять инициативу, свои способности, иметь право на ошибку, на собственное мнение, принимать участие в общественной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения. Дети привыкают к авторитарно-материнскому стилю отношения к ним со стороны учителей начальной школы и не могут оценить в полной мере демократизм педагога старшей (в отличие от старшеклассников). В результате дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны педагога, в другой, более «взрослой» ситуации оказались не готовыми к ней, что способствует проявлению у них так называемой неуправляемости, возникновения чувства одиночества. Перестройка уже сложившегося стереотипа – дело непростое, требует больших усилий от педагога и длительного времени. Урок, где ученикам даётся возможность работать в своём темпе и приобретать знания в соответствии с уровнем наученности, остаётся основной, но не единственной формой учебного процесса в 5-х классах. Важно шире применять и другие формы организации обучения: экскурсии, дидактические, ролевые игры, дискуссии, практические работы и т.д.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте является сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей, и эти качества необходимо воспитывать. Психолог должен помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не ущемляя прав и ценности других людей. Этот возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении проблем.

Синдром емоційного вигоряння

Кiлькiсть переглядiв: 96